ХЗ в ТЗ: как составить грамотное техническое задание

Помните детскую песенку, в которой пелось: «Сделать хотел козу, а получил грозу»? Песня осталась, а ее герой немного изменился: с волшебника-недоучки на незадачливого заказчика. Такого, который плохо понимает, что на этапе планирования непродуманное ТЗ может привести к непредсказуемым результатам.

Мобильная разработка зависит от целой массы нюансов, вопросов и мелочей, которые надо прояснить для расчета даже приблизительной стоимости и времени работы над мобильным приложением. Так что человек, который ждет четкого ценника по запросу «приложение для такси» или «мобильная доставка», будет разочарован.

Почему так происходит? Давайте разбираться.

Пример

Заказчик — владелец ресторана. Он хочет небольшое брендированное приложение с меню и информацией о заведении. Без проблем! Команда разработчиков справится с задачей за 8-10 рабочих дней, включая правки и загрузку на Google Play (с AppStore придется подождать, но это специфика маркета, которая не зависит от разработчиков). Спустя неделю мы будем иметь небольшое фирменное кроссплатформенное приложение с парой-тройкой окон и статичным интерфейсом. Что с контентом? Ничего особенного: текст и фото.

«Как, неужели это все? Я смотрел приложения конкурентов, у них все гораздо круче!»

Конечно, сейчас такого функционала для приложения недостаточно. Чего изволите? Личный кабинет для добавления новостей? Интеграцию с соц.сетями? Push-уведомления? Интерактивную карту? Пожалуйста! Только срок разработки увеличится до полутора-двух месяцев. И ценник, соответственно, тоже.

«О-о-о! Уже интереснее. Но это есть у многих игроков на рынке. Давайте как-нибудь выделимся?»

Выделяться мы умеем. Давайте-ка добавим электронную скидку. Очень удобно — гостю больше не нужно носить с собой пластиковую карту, которая то и дело забывается и теряется. Это здорово повысит его лояльность. А как насчет гео-локальных push-уведомлений? Потенциальный посетитель проходит недалеко от вашего ресторана, и ему на телефон приходит сообщение с приглашением зайти и пообедать. Хотите? Сделаем! За 80-90 дней.

Прояснение и уточнение технических требований к мобильному приложению — это важный этап жизни проекта, который и определяет, что мы получим по итогам работы. Но внесение новых и новых правок тормозит работу и снижает ее эффективность. Лучше начать экономить время с самого первого шага — составления технического задания.

Уверяем вас: составление ТЗ — задача несложная, и особенных профессиональных навыков и знаний не требует. Единственное, что вам понадобится — это ручка, лист бумаги и концентрация на чертогах разума, в которых уже присутствует образ будущего мобильного приложения. Одно условие — ТЗ должно получиться больше страницы. В противном случае вы скорее всего забыли что-то важное.

По поводу грамотного составления технического задания существует огромное множество статей и даже книг. Мы попробуем обобщить основные правила и положения, которые помогут быстро понять специфику составления правильного ТЗ:

  • Определите цели проекта. Донесите до исполнителя, почему вам вообще необходима разработка, каких результатов вы планируете достичь, и в чем видите свой профит.
  • Определите целевую аудиторию мобильного приложения. Подумайте, кому вы его адресуете, и как оно поможет улучшить жизнь потенциальной мобильной аудитории.
  • Решите, для каких платформ вы собираетесь делать приложение. Это будет кроссплатформенность или нэйтив? Нужно охватить все основные платформы (Android, iOS, Windows Phone) или хватит одной-двух? На каких версиях операционных систем приложение должно работать? Все эти вопросы нужно тщательно обдумать.
  • Определитесь с пожеланиями по поводу дизайна и выберите функционал, который хотите видеть в мобильном приложении.

Конечно, это только верхушка айсберга и всех особенностей составления ТЗ в рамках одной статьи не перечислить. Но стоит запомнить основное правило: чем подробнее вы опишите требования к продукту, тем выше вероятность, что разработчик поймет вас правильно. Если у вас возникают трудности с формулировкой ТЗ специалисты «Фабрики Приложений» всегда готовы помочь. В нашем случае истина рождается не в споре, а в конструктивном диалоге.